«Самозапрет на выдачу кредита (займа)»


Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» предусмотрено право физического лица с 1 марта 2025 года оформить заявление о внесении в свою кредитную историю сведений о запрете (либо снятии запрета) на заключение с ним договоров потребительского займа (кредита), за исключением отдельных видов кредитов (ипотека, автокредиты, образовательные кредиты, погашение действующих займов).
Для установления (снятия запрета) физическое лицо вправе бесплатно в любое количество раз подать соответствующе заявление во все квалифицированные бюро кредитных историй через МФЦ или с использованием Единого портала госуслуг.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязан обеспечить оказание услуги по внесению в кредитную историю сведений о запрете (снятии запрета) при обращении физического лица в МФЦ со дня доработки и настройки автоматизированной информационной системы, но не позднее 1 сентября 2025 года.
Информация о самозапрете или о его снятии будет внесена в кредитную историю в течении дня, если кредитное бюро получило соответствующее заявление до 22 часов 00 минут по московскому времени, если позднее – на следующий календарный день.
Запрет начинает действовать на следующий день после включения информации о нем в кредитную историю физического лица.
Снятие запрета начинает действовать на второй календарный день после включения информации о нем в кредитную историю физического лица.
Обязательное условие для получения услуги – наличие ИНН. Банки и МФО до заключения договора должны будут запросить у всех квалифицированных кредитных бюро информацию о наличии запрета у клиента на выдачу кредитов. Если запрет установлен, то кредитная организация или МФО должны будут отказать в услуге.
«Мошенники стали использовать самозапрет для обмана жителей Югры»
Жителям Югры стали поступать звонки от якобы сотрудников портала Госуслуг, бюро кредитных историй (БКИ).
Они предлагают «помощь» в установке самозапрета или исправлении технической ошибки в процессе установки. Для этого нужно перейти по направленной ссылке.
Ссылка, как правило, ведет на поддельный сайт Госуслуг.
Если человек укажет там данные для входа на госпортал, мошенники перехватят их и сами попадут в его личный кабинет.
«Получив доступ к аккаунту человека, киберпреступники используют всю личную информацию, которая там хранится, в других мошеннических схемах.
В частности, могут авторизоваться в приложении банка с помощью «Госуслуг», а затем списать деньги со счетов.
Кроме того, по ссылке может находиться файл с вирусом. Если его скачать, то преступники получат все данные с устройства с секретными кодами».
Напоминаем, работники Госуслуг, БКИ, банков не звонят гражданам по поводу «некорректных» самозапретов и не присылают никаких ссылок.
Это делают только мошенники! Никогда не сообщайте незнакомцам личные данные, любые коды, пароли и не переходите по ссылкам от неизвестных адресатов.
«У вас неправильно установлен самозапрет на кредиты»
Не обошли мошенники вниманием и главную антимошенническую меру — самозапрет на получение кредитов.
Сценарий простой: гражданину звонят от лица Госуслуг и уточняют, активировал ли он запрет.
Если человек отвечает «да», то ему сообщают, что запрет установлен неверно — например, работает только для одного банка или не охватывает онлайн-займы.
Дальше идут варианты: предложат продиктовать код из СМС, включить демонстрацию экрана и «исправить» настройки запрета на Госуслугах, либо перейти по фишинговой ссылке для оформления нового запрета.